БЕГУЩИЕ ГОРОДА   ВЕЛОПОХОДЫ Водные походыГорные лыжи ПВД  Лыжные и пешие походы.Главная страница

МАША И ТРИ МЕДВЕДЯ В КАРЕЛИИ.

Путешествие по Карелии на велосипедах. Команда «Маша и три медведя». Состав: Маша Бондаренко, Коля Тимофеев, Миша Богомолкин и Андрей Митрофанов. Маршрут разработан Мишей и Колей: Петрозаводск – Кижи – Оятевщина – Великая Губа – Космозеро – Медвежьегорск – Юстозеро – Суоярви – Сямозеро – р.Шуя – Петрозаводск. 520 км различной степени сложности дорожек. 29.07 - 06.08.2017г. Девять ходовых дней.

День первый – экскурсионный.

Петрозаводск – Кижи – Оятевщина – сосновый бор в 12 км не доезжая Великой губы. 32 км. Перепады высот небольшие. (О перепадах я упоминаю, лишь потому, что в последующие дни нас поджидала горная часть похода – при небольших, казалось бы, высотах мы набирали 500 и более метров суммарных подъемов).

Карельская столица встретила нашу команду чудесной летней погодой.

Собрав велосипеды, с железнодорожного вокзала мы переместились на Речной, попутно любуясь красотами северного города. Выкупили, заранее забронированные, билеты на «Ракету» до Кижей. До отправления два часа. Мы успели покушать, закупить провизию на два дня и прокатиться по набережной Онежского озера.

Стоим в длиннющей очереди на «Ракету». Подходит мужик.

- С велосипедами за мной.

Оказывается, нам предстоит загрузка на корму. Разгружаем велики и с трудом балансируя на узкой внешней палубе (полочка за ограждением) заносим их на корму. Час и пятнадцать минут занимает поездка. Ветер, брызги, встреча регаты на самодельных шхунах. Миша читает вслух путеводитель. Скучать не пришлось.

Кижи – ударение на первом слоге! – остров Онежского озера, спрятанный среди узких заливов. С давних пор – культовое место. Сейчас музей-заповедник. Соответственно снова приходится раскошеливаться. (Так как цены всё время меняются, то и писать о них нет смысла. Скажу просто - накладно).

Первую – музейную часть острова проходим пешком, то присоединяясь к экскурсиям, то самостоятельно заходя в церкви и дома.

Экскурсовод Геннадий очень интересно рассказал нам о ведущейся реконструкции церкви Преображения Господня. О замене венцов, о технологии заготовки бревен, о единственном в мире Центре изучения древесины на Кижах.

У одного дома девушка в народном костюме плетет пояса, у другого – бородатый мужик мастерит корзины. В лодочной мастерской молодой парень сшивает из бересты лодку-каноэ. Со всеми можно поговорить, пораспрашивать.

Вернувшись к кассам, мы на велосипедах отправляемся на вторую половину Кижей – населенную. Здесь несколько деревень и раскиданные на живописных холмах часовни, церкви, огромные дома позапрошлого века с характерными наличниками, поминальные кресты.

С причала деревни Васильево с острова нас забирает моторная лодка.

Коля заранее созвонился с Татьяной – жительницей д. Ерснево и хозяйкой гостевого дома «Кижская благодать» – и договорился о трансферте на материк (1000 р. за четверых с велосипедами и багажом ).

Муж Тани за две ходки доставляет нас и наше богатство в Оятевщину.

Ну, вот теперь-то и начинается настоящее путешествие. Грунтовая дорожка круто поднимается от берега озера. Первый километр – полтора мы идем пешком, обходя гигантские лужи по тропкам. Но вот перед нами открывается фантастическая картина – широченная дорога, щедро отсыпанная крупным гранитным щебнем - из ниоткуда в никуда. 36-ти километровая трасса Великая Губа – Оятевщина. Начало строительства 2013 – окончание 2014. Времена не самые легкие. И поэтому этот «автобан» частенько прерывается в тех местах, где по-прежнему лежат водопропускные трубы на однополосную дорожку. Почему написал «из ниоткуда в никуда» - да потому что по этой дороге никто не ездит. Два дома Оятевщины, причал в три доски, да затерянные в лесах безымянные хутора, пустующие карьеры да брошенные строительные площадки. Интенсивность ноль машин в час. Дай бог десяток машин за летний день проедет.

Уже пора ужинать, а мы не обедали. Плотный завтрак в Петрозаводске давно исчерпал свои калории. Сил все меньше и меньше. А мы никак не доедем до отмеченного на «Яндекс-карте» лесного озера. Его все нет и нет. Хотя!!! Судя по километражу, мы едем по его берегу. Просто за стеной леса ни черта не видно. А тут еще дождь прошел, и лезть в мокрую траву на поиски озера очень не хочется.

В итоге встаем у болотца на бровке широкого кювета. Позади сосновый бор с черникой и голодными комарами, а впереди широкая просека дороги, с которой хоть немного дует ветерок. Воду брали из кювета примыкающей лесовозной дороги. Вода проточная. А дорога давно уже не эксплуатируется. На ее полотне россыпи земляники.

Мажемся, прыскаемся репеллентами, ставим лагерь и начинаем нашу ежевечернюю праздничную трапезу. Потому как отпуск – это нескончаемый праздник.

 

День второй – «дырка в небе».

Сосновый бор – с.Великая Губа – Космозеро – Кажма – Побережье – берег Онежского озера неподалеку от моста на трассе Р-142. 63 км. Перепады высот небольшие. 10 км асфальта в Великой Губе и после Побережья. Остальное грунты и щебень.

Утро дождливое, утро туманное. Никто не хочет первым вылезать из палатки. В результате выехали только в полдень.

Обедали, не отходя от магазина, в Великой Губе – поселке на берегу Онежского озера, где заканчивается тупиковая трасса Р-142. Там же нам подсказали, где свернуть к Космозеру. Тут запросто можно проскочить поворот – редко где есть указатели.

Стоим под моросящим дождем, жуем домашние растягаи с щукой, шанежки с пшенкой и картошкой, запивая эту роскошь кто кефиром, кто пивом, а кто и кока-колой. И вдруг Маша показывает на небо.

- Глядите! Дырка в небе.

- Где? Что? А! Вон он - голубой клочек!

После этого «крика души» мы заметили, что «дырка в небе» лучше Гидрометцентра гарантирует скорое окончание дождя. Минут через 20-30 ветер разогнал дождевую хмарь и украсил все небо голубыми прорехами.

Катилось у всех кроме Миши сегодня нормально, даже хорошо. А бедолага Миша все время отставал. Он уж и колесо подкачал, и тормоза все отключил – ничего не помогает. Лишь на следующий день он заметил, что криво вставил цепь в переключатель. И тогда покатило.

Дорожка вдоль Космозера – это отличная грунтовка. Живописная, с деревянными церквями, с гуляющими прямо по дороге коровами, с россыпью земляники по обочинам и практически без машин. А, кроме того, она на 25 км короче асфальтированной Р-142.

К сожалению, лучшие места для ночевки мы проскочили. Поэтому пришлось довольствоваться полянкой рыбаков в окружении ракитника, а не среди наших любимых сосен. В тот вечер приходилось много махать пенкой и отмахиваться от комаров.

Хотя, все это мелочи, по сравнению с Мировой революцией и офигенным закатом на фоне блекнущего чистого неба.

День третий – «Город-лагерь».

Побережье – Медвежьегорск – Чебино. 71 км. Много перепадов. Около 500 м суммарных наборов высоты. Спусков меньше. Целый день асфальт разной степени убитости.

Почему Медвежьегорск назвали Медвежьегорском? По-видимому, за то, что это - медвежий угол в окружении небольших горок (до 200 м). И чтобы попасть туда нам пришлось изрядно попотеть. Поначалу-то мы просто летели по гладкой дороге, идущей вдоль берега Онежского озера. Но километров за 15-20 до города начался затяжной подъем, закончившийся резким спуском, после которого Миша срочно поставил передний тормоз на место. ОХ!!! ЁЁЁ…..!!!!

Следом за первой горой пришлось взбираться на вторую. Но вот и город. При въезде плакат – «Медвежьегорску 75 лет». Фотосессия и диспут насчет градообразования.

Городом поселок при станции Медвежья гора стал в 1938 г. В нем с 1930 г. располагался административный центр Белбалтлага. 1938+75=2013 – совсем немного осталось до 80-летия J.

Основные достопримечательности:

- деревянный железнодорожный вокзал 1916 г. постройки. (В 1914 г. срочно понадобилась ж/д дорога до порта Романов-Мурманский).

- столовая на автовокзале, где мы плотно пообедали

- здание Управления НКВД Беломоро-Балтийского канала (сейчас в нем местный музей, но основную площадь занимает Торговый Центр Кировский. Перед парадной лестницей в ТЦ - памятник товарищу Кирову – одному из инициаторов ББК). Маша заходила внутрь ТЦ, чтобы снять денежки в банкомате. Её поразили гигантские выкрашенные зеленой краской квадратные колонны увешанные вешалками с китайскими тряпками. Местные торговки приняли Машу за умалишенную, когда она, открыв рот, застыла, любуясь белоснежной лепниной советского артстиля украшающей вершины зеленых гигантов.

- к достопримечательностям можно так же отнести порт, пляж, парк, разбитый вдоль речки Кумса и многочисленные магазины – Пятерочки и Магниты.

 

Потратив полдня в этом городке (12,5 тыс.жителей), мы отправились в сторону Юстозера. И умудрились до вечера порядочно удалиться от райцентра, достигнув д.Чебино расположившейся меж нескольких озер: Аланелампи, Чебинское и безымянного.

 

Жители Чебино по-разному отнеслись к нашему приезду. Один товарищ все пытался нас запугать бродящим якобы в окрестностях медведем. А когда мы не напугались, он вдогонку крикнул, что змеи здесь точно есть. Впрочем, дядя оказался прав в одном – тот берег Аланелампи, где мы хотели встать, был очень неудобен. Мы развернули усталых коней и выбрались на дорогу, чтобы повторить поиски стоянки. Спасибо чебинцам, не дали пропасть, показали тропу, ведущую на замечательнейшую стоянку.

Высоко над озером среди живописных валунов и корабельных сосен чудесная полянка. Вокруг черника, лисички и пока еще незрелая брусника и малина.

 

Вечером жарили грибы, а Коля закидывал невод. Пардон – удочку. Рыбалка продолжалась до победного запутывания снастей.

 

День четвертый – «Рыбное место».

Чебино - Юстозеро (конец асфальта) – берег безымянного озера и реки Семча. 62 км. Около 400 м суммарных наборов высоты. Спусков примерно столько же. 42 км асфальт разной степени убитости и 20 км песчаной дороги.

Было жаль покидать Чебино – одну из наиболее красивых стоянок. Но, график есть график. Нужно ехать.

Сказать по правде в этот день всем кроме Коли дорога доставляла сплошные удовольствия. (У Коли стравливало колесо, и он его подкачивал).

Мы то и дело останавливались: чтобы отдохнуть и сфотографироваться у речки, впадающей в озеро или у озера, втекающего в речку, чтобы срезать подосиновик или собрать нагло-краснеющую землянику. Очень живописно и дико – машин практически нет. И лишь одно огорчение за день – н.п. Юстозеро – отмеченный на развязке «Мурманск-Медвежьегорск-Санкт-Питербург – Юстозеро» - оказался глухой деревушкой без магазина. Опа-на! А мы так сюда рвались!

Сегодня придется обойтись без песен! (Это я для красного словца написал. Ведь не каждый вечер мы песнями заканчивали).

 

Зато мы нашли класнющее место. Стол, лавочки, берег озера и тут же берег реки. Пока мы готовили ужин, Маша выудила трех здоровенных рыбин грамм ….!!! Весов с нами не было, поэтому врать не буду.

После гречки с тушенкой и жареными грибами сварили уху. Но есть не стали – на утро оставили.

День пятый – «Походный хронометр».

Река Семча - Поросозеро – берег озера Костомукса. 73 км песчаных дорог. Около 500 м суммарных наборов высоты. Спусков меньше.

 

А на утренней зорьке отличился Коля – больше двадцати рыбок натаскал. Что с ней делать? Дилемма! Самую мелкую пожарили. Остальной усилили вчерашнюю уху. Супер! Супер-уха получилась!!! Жаль не вечером, и на сухую….

Обедали мы на речке Безглазая. Варили грибной суп и купались.

Поселок Поросозеро – аж пять магазинов! Ни одного не пропустили!

После Поросозеро начался дождь. А у меня еще и колесо стало спускать. Уж как мы столько километров пропилили – не понимаю. Сегодня после обеда началась моя очередь страдать. Еду, проверяю шины, подкачиваю. И так много, много раз. Сегодня же преодолели самую высшую точку маршрута – гору Русский Каллео 291 м.

Слава Богу – встаем. Мы с Мишей сходили на разведку. Перевалили через хребет, отделяющий нас от озера Костомукса. Остались довольны.

Маленькая полка на берегу живописнейшего озера, костровище, натянутый над ним тент, абсолютно мокрые дрова, которые каким-то чудом у нас разгорелись. Просто это были сосновые сушинки да и Коля по дороге подбирал валявшуюся березовую кору.

Сумерки. Маша спрашивает Мишу.

- Миш, когда ж мы спать уже ляжем?

Миша показывает на недопитую ёмкость с водкой.

- Вон наш «походный хронометр». Как допьём, так и ляжем.

(Ещё одна рожденная походом крылатая фраза).

День шестой – «Белла Артуровна».

Берег озера Костомукса - Лакхолампи - Тойвола – Ляппиниэми – берег озера Суоярви. 54 км грунтовых дорог. Около 400 м суммарных наборов высоты. Спусков больше.

Как день начнешь, так его и проведешь. А начал я его с ремонта колеса.

Снимаю заднее колесо и тут же теряю гайку с пружинкой с его оси. Упала в черничник на мху и привет.

Ищу… Зову на помощь Колю и Мишу. Безрезультатно. Наконец, зову Машу. И пока Коля подбирает мне замену гайки и шайбу, Маша среди глубоких мхов умудряется найти мои железки. Ура! Я спасен!

Спасен ли? Разбортирую колесо и проверяю камеру. Две дырки – скорее всего стертые попавшим под покрышку песком. Заклеиваю. Ставлю колесо. Все отлично. Можно ехать.

Обедаем на детской площадке в Лакхолампи Пиво, вяленая Сопа, «Традиционная» вареная колбаса и хлеб. Не волнуйтесь. Площадка на тот момент пустовала.

Но вот мы поели и пришли дети. Сначала Ксюша притащила на руках Тему (1 год). Покатали Тему на качелях и на горке. Затем на карусели, снова горка. Пришли еще девчонки. Потом мальчишки.

В результате общения с Ксюшей (имена вымышленные) выяснилось: мама Темы, Ксюши и их сестры не работает, мужа нет, живет сбором ягод, из этих ягод только чернику есть можно, остальное кислое.

 

Как вывод – будем покупать грибы и ягоды – ну, хотя бы домой. Нужно же поддержать местное население.

После обеда – естественно дождь. Кто бы сомневался? И к тому же мое до того твердое колесо начало обмякать. Я его качаю, а оно через пять- три-два километра мягчеет. А ребята рвутся в гостиницу в Суоярви. Принять душ и просушиться. Но я-то не могу! У меня все сдувается. Я торможу команду.

Не доезжая 15 км до Суоярви, мы остаемся с Машей, чтобы заклеить мое окончательно продырявленное колесо. А Коля с Мишей едут вперед на поиски ближайшей стоянки. Это трудно, так как берег сплошь занят СНТ.

Две попытки мне потребовалось, чтобы заклеить дырищу на многострадальном заднем колесе. С первого раза не получилось. Ладно. Справился.

А вот и Миша за нами вернулся.

- Через 2,5 км. После СНТ «Птицевод-2» наш поворот. Отличная стояночка.

Лучше и не придумаешь. Суоярви-озеро. Скалы, елки на берегу, полянка с костровищем, черничник. Одно плохо – помойка!!!! Б…!!! По-другому отдыхать нельзя?!! Не пробовали?? Конечно, город (10 тыс.жит.) в 12 км - это же все объясняет. Как выходной, так мы на природу, к озеру – посрать и побухать.

А Вы знаете, что я за десять дней в Карелии ни разу туалетной бумагой не воспользовался. Все травкой да травкой. И банки мы консервные, обожженные за собой возим (до контейнера), а водку прямо у дверей магазина в пластик переливаем. Вы попробуйте, после себя место чище, чем до Вас оно было, оставить! Сами себя уважать будете.

Когда ужинали, к нам гостья пожаловала. Карельская лаечка. Сама черная, на ногах белые носочки, и кончик хвоста-бублика в сметану окунут. Красавица и подлиза. Нашла слабое звено, которое ее покормит. То к Маше, то ко мне свою морду сует. Миша ее Беллой Артуровной окрестил. Она и ночь с нами провела, да и утром прощаться не спешила.

День седьмой «Пляж всей жизни».

Берег озера Суоярви – Суоярви – р.Шуя – Хаутаваара - Сямозеро. 58 км (из низ половина асфальта). Около 300 м суммарных наборов высоты. Спусков больше.

Белла Артуровна проводила нас до центра города Суоярви. 12 км бежала по встречке впереди всех, только на улице Ленина отпустила, мол, дальше сами дорогу знаете. 

Кстати насчет встречки. В Карелии у большинства дорог разметка отсутствует, и поэтому все ездят, как хотят. Где ровнее, там и едут. И мы так же стали. Но ведь ни одной аварии мы не увидели, не считая Газельки нырнувшей в кювет и там брошенной.

Так как впереди на долгие километры магазинов не предвидится, в Суоярви мы устраиваем ранний обед и закупку провизии.

На мосту через р.Шую – гуляет свадьба. Молодые вешают на ограждение замок, целуются. Над ними кружит «дрон», а вокруг раздаются крики «Горько!!!» Проезжающие мимо машины сигналят. А если не сигналят, их тормозят и по-хорошему просят бибикнуть. Никто не отказывает. И даже мы, хоть у нас и нет звонков – дружно сигналим голосом. «Фа! -Фа!» «Совет да любовь!»

За д.Хаутаваара сворачиваем с асфальта. Вот где глушь, так глушь. За два часа пути случайно встретили две машины.

Лужи, болота, пересекающие дорогу ручьи. Комарья – ужас! Не остановиться. Кое-как находим открытые участки и поджидаем отставших.

Зато, как приз нас встречает Сямозеро. Огромное, величавое море. Закат уже позолотил горизонт. Красота неимоверная.

Вечером ходил с Машей общаться с местными аборигенами. С людьми, живущими в больших кемпинговых палатках. У них лодки, машины и другие роскошные вещи типа раскладных столов и кресел.

Кто-то из них уже восемь лет стоит на этом самом месте и по-другому отпуск себе не представляет. Кто-то приехал по совету друзей впервые. А одна милая женщина, угостив нас с Машей водочкой, поделилась: «Я здесь уже 24-й раз».

День восьмой «Долгожданный берег Шуи».

Сямозеро – Иматозеро – с.Эссойла – д.Падозеро – Виданы – берег Шуи . 87 км (львиная доля асфальта). Перепады небольшие.

 

И мне полюбилось Сямозеро. И тоже не хочется его покидать. И тоже бродят в голове мысли, а что, если вернуться.

 

В Иматозере заканчивается грунтовая дорога. Начинается асфальт и напряженное движение. Ехать все противнее. И хочется уже остановиться у берега речки или озера. Но ближайший берег на нашей карте – это Нижнее Падозеро. А до туда еще ой, как далеко. А еще у нас есть сомнения в магазинах. То ли будут, то ли нет. Очень надеемся на д.Кутижму.

Но нет!!! Опоздали. Закрылся магазин. Остались мы без тушенки. Все остальное у нас вроде, как есть.

Зато в Кутижме мы купили у местных девчонок два мешка лисичек. И еще они нам маслица подсолнечного отлили. Это было наше условие покупки грибов.

Уже шесть вечера, а мы только сворачиваем к Нижнему Падозеру. Странно, на узенькой дорожке трафик, как на шоссе. Вскоре все становится очевидным – на берегу раскинулись дачные участки петрозаводцев. Со слов жителей, места для палаток и костра мы не найдем. Всюду заборы и камыш.

Решаем ехать до Шуи.

Свернули в Виданы и долго, долго искали место. Вроде бы вот река, а встать нельзя – дома вокруг. Дома кончились, подхода нет. А теперь такие лужи пошли, что ни проехать, ни пройти. Измазавшись и промокнув, поворачиваем назад. И, знаете, совсем недалеко от въезда в Виданы, находим сосновую рощицу прямо над Шуей.

Грохочет приближающаяся гроза, надвигаются сумерки, а мы очень оперативно, фильтруя каждое свое слово, дабы не поцапаться, ставим лагерь.

Несмотря на некоторые шероховатости – вход в палатку в полуметре от обрыва и свалившийся в пропасть Мишка – вечер прошел отлично.

По крайней мере, утром много смеялись…

День девятый «Петрозаводск».

Берег Шуи - Петрозаводск . 27 км асфальта. Перепады небольшие.

Наконец-то мы отдыхаем. Никто никуда не торопиться. Коля с Машей в холостую (в смысле – безрезультатно) забрасывают удочку. Мы с Мишей готовим Харчо, а затем жарим оставшуюся картошку с морковкой и луком. Пасемся на черничнике и земляничнике. Затем очень неспешно собираемся. В 15-00 старт.

23 км до вокзала Петрозаводска. Посещение рынка на ул. Антисаари. Тут мы подтвердили запомнившуюся нам фразу из Путеводителя – «Никому не удастся уехать из Карелии без рыбы». И нам не удалось. Каждый купил себе онежскую копченую рыбину в вакуумной упаковке (говорят 14 дней без холодильника прожить может). Ребята еще морошки напокупали. А я не стал. Мне она нашу родную костянику по вкусу напомнила. А ее у нас на даче хоть косой коси.

Праздничный ужин в грузинском ресторанчике Генацвале. И на вокзал, разбирать велики, грузиться на поезд.

Ну что за вагоны пошли!? Два велосипеда на верхние полки не положишь. Пришлось упрашивать соседей. Благо они добрые оказались, разрешили велик на третью полку забросить. А мы их рюкзаки к нам перенесли.

Что ж, подошел к концу наш славный поход. Маша за эти десять дней только похорошела. Ну, а мы из вполне интеллигентных товарищей превратились в трех таежных медведей – заросшие густой с проседью щетиной и слегка попахивающие чесноком.

Мне хочется все снова повторить! Спасибо, ребята! Было, как всегда, здорово!

Создать бесплатный сайт с uCoz