БЕГУЩИЕ ГОРОДА   ВЕЛОПОХОДЫ Водные походыГорные лыжи ПВД  Лыжные и пешие походы.Главная страница

СПАСИБО, БАЙКАЛ. Часть 2.

13.07 Андреас.  Целый день льет дождь. Мы не работаем. Лишь поддерживаем костер  да сушим все время мокнущую одежду.

В конце концов, мне это надоело, и я отпросился у Ромы на прогулку. С собой позвал Руди и Андреаса.  Но у Руди от сырости побаливает нога, а Андреас с удовольствием составил мне компанию.

Сначала мы пошли по «опасной тропе». Завтра мы ее должны будем скрыть от остальных туристов, замаскировав и устроя на ней завал.

Тропа  опасно вьется прямо над пропастью. У нас под ногами с криком кружат вспугнутые чайки. Тропа очень узкая и идти по ней с рюкзаками было бы страшно.

Прошли мы километра три в сторону Больших Котов. Посетили два пляжа. Попили воды из впадающего в Байкал ручья. А возвращались по окружной, но безопасной тропе, которую нам предстоит завтра стричь и ремонтировать.

Естественно разговаривали. И о том,  как попали на Байкал, и о жизни вне проекта.

В походе все  раскрываются. Мы не просто случайные попутчики, мы приехали делать одно важное, хорошее дело. И всем нам очень интересно, что же это за люди с которыми  свела нас  судьба. Поэтому мы и слушаем друг друга с удовольствием, и сами рассказываем о себе откровенно.

Андреас родом из под Оренбурга. До школы разговаривал только по-немецки. А русский выучил в школе. Служил в Советской Армии. А в 1993 году стал гражданином Германии.

Судя по рассказам, жить немцам в СССР было ой как несладко.

Сейчас Андреас живет в небольшом поселке в Германии. Работает начальником металлообрабатывающего цеха. В подчинении у него сплошные выходцы из СССР. У Андреаса прекрасная семья – любимая жена и две красавицы дочки. Он очень скучает по ним.

А на проект он собирался давно. Несколько лет дома на стене в спальне висит эмблема «GBT».

Наша дружба с Андреасом началась с копания ямы под туалет. Еще в первый день проекта мы вызвались добровольцами. Да так это и закрепилось навеки. В основном, правда, рыл ямы Андреас. А я собирал и разбирал специальную туалетную палатку.

У Андреаса вся мужская работа кипит в руках. Что лопатой или киркой махать, что дрова колоть. Без разницы.

- Я когда на проект ехал, настраивался. Ни с кем не спорить. Что скажут, то и делать. А на работе я другой - очень требовательный и горячий.

Вечером играли в различные игры, а ещё ставили спектакль о Батюшке Байкале, не пускающем свою дочь Ангару замуж за красавца Енисея, а желающего выдать ее за старика Иркута. Я был Байкалом,  Нелли - Ангарой. Но справиться с искрометным натиском Алеси - Енисея я не смог. Ускакали они от нас с Иркутом, весело стуча копытами. Только их и видели. Пришлось вдогонку «Шаман-камень» - Андреаса кидать. Да не помог он.

14.07 Дежурство. Мы с Мурой дежурим. А ребята работают рядом с лагерем. Чинят оплывшую тропу, круто уходящую вверх по склону. Руди показывает, как делают водоотводные канавки на альпийских горных тропах. Через 1,5-2 м небольшие канавки под углом пересекают тропу, предотвращая её размыв.

Срезанный во время ремонта дерн девчата переносят на «опасную тропу». Задача так её замаскировать, чтобы и соблазна не осталось.

Через час ничего не напоминало о той тропе. Зеленая трава и маленькие деревья надежно спрятали ее от туристов.

После обеда перебрасываем лагерь на другую стоянку. Хоть и длинный, но зато очень живописный переход. Особенно понравился «опасный участок». Чтобы по нему пройти, нужны свободные руки. Но у многих они заняты скрабом,  не поместившимся в рюкзаки. У Муры – тазы, у меня ведра с «холодильником», у Андреаса – туалетная палатка, у Ромы – бензопила  и  т.д.

Опасный участок – это узкая тропа на крутом скалистом склоне. В нескольких местах ее пересекают курумники. Справа жуткий обрыв, под ним блестят бескрайние байкальские воды.  Слева скалы, а над скалами по голубому небу быстро-быстро бегут белые облака. Жутко, и безумно красиво!

Лагерь разбили в березовой роще неподалеку от настоящего песчаного пляжа. Такие пляжи большая  редкость на Байкале. Берега все больше галечные.

Раз уж мы дежурим по кухне, немного расскажу о нашем питании.

Кормили нас даже слишком обильно. Утром молочная каша с бутербродами. На перекус яблочко или мандарин и бутерброд со шпротинкой, конфетки или печеньки. На обед салат и борщ. Либо рыбный суп. Супа и салата – сколько хочешь. На ужин каша или макароны с тушенкой. А еще чай, кофе и компот – на выбор.

Есть у нас продукты, которые я вижу впервые. Это сушеные овощи и трава для супа: морковка, капуста, картошка, лук жареный и лук зеленый.

Распределяет и выдает продукты Мура. Помощница бригадира, которая должна была этим заниматься, в последний момент не смогла поехать на проект. Так Аня взяла эту миссию на себя. Выглядело это примерно так:

- Ань,  можно конфетку? – просит ее Нина.

- Нет. Только печение. И то одно.

- А давайте, когда до Больших Котов доберемся, сгущенки купим.

- Нет. Нужно сначала то, что осталось съесть. Нечего деньги по пустякам тратить.

Всю нашу еду нужно тщательно прятать от бурундуков. Поэтому все десять пакетов с продуктами живут в палатке Томера. Потому что он один спит. Аня в его палатку, как к себе домой ходит. Но Томер терпит. Потому как покушать любит.

Он рассказывал, что ему приходиться есть в доме его ортодоксальной семьи. Из-за этого он предпочитает жить отдельно и покупать еду в польском магазине.

15.07 Нелли и нерпы.  Утром мы втроем с Сашей и Ромой отправились помахать кирками. И по пути нам сказочно повезло – мы встретили настоящих живых нерп. Первую заметил Саня. А вторую я.

Симпатичная усатая мордочка с блестящими любопытными черными глазищами на минутку высунулась из воды, оглянулась, осмотрелась и скрылась под водой.

- Не ждите. Она больше часа может под водой находиться, - предупредил нас Рома.

В этот день дежурили Руди с Андреасом. И на обед была новинка сезона – «Швейцарский» салат из капусты, лука, морковки, зеленого горошка и сладкой кукурузы. Просто скоропортящиеся огурцы и помидоры мы в первую половину похода съели. Дело осталось за капустой.

После обеда я работал в компании с Нелли. Мы вызвались добровольцами поработать лоперсами на самом отдаленном участке. Добежали до него за 45 минут. А затем лоперсами  обстригали тропу в обратном направлении.

И нам, и нам повезло с нерпой!!!  Эта зверюга больше 200 м плыла параллельным с нами курсом. Так что мы минут десять наслаждались ее компанией.

Расскажу Вам немного о Нелли. Родилась она под Карагандой. Но, когда ей было 11 месяцев, родители и многие ее родственники сорвались в Германию. Сейчас Нелли живет в Дрездене. Работает учителем в младших классах. А путешествовать любит, выбирая волонтерские проекты. До Байкала Нелли прожила две недели в юрте на берегу горного  озера в Монголии. Там она помогала одной  семье по хозяйству -  доила здоровущих, волосатых и рогатых яков. Круто! Да?

А вечером все кто еще не видел нерп, смогли увидеть одну. На этот раз Рома был «Зорким соколом».

- Смотрите, нерпа резвится перед лагерем.

И действительно, метрах в ста от берега большая блестящая нерпа вертится и похлопывает себя по животу.

16.07 Баня и Аня. Утром, после завтрака совершаем очередной марш-бросок  в сторону Больших Котов. Рельеф тропы стал поспокойней – без крутых спусков и подъемов. Да и рюкзаки стали значительно легче. Зато на душе кошки скребутся. Неужели мы скоро должны расстаться? Увидимся ли снова? За прожитые вместе дни мы стали больше чем друзья, мы почти родственники. Старших мы с Мурой считаем за братьев и сестер,  младших – за детей.

Совершив пятикилометровый переход и разбив лагерь, мы еще успели  немного поработать до обеда. А после обеда все, кроме Нелли и Мурки, отправились в Большие Коты в баню.

Заодно перетащили поближе к причалу Котов собранный за поход мусор. Пять мешков по 10 кг каждый. Это и наш мусор и тот, что попадался нам по дороге. Надо заметить, что тропа на удивление чистая. Только в местах  стоянок попадаются обгорелые банки, да изредка стеклянные бутылки.

Баня в Котах была шикарная! Всем пара хватило. А за березовые веники – это нам с Андреасом спасибо. Мы их во время работы с лоперсами из подстриженных березок сварганили.

Из бани шли с Аней Масленниковой.  Анечка – светлый огонек нашей команды. Что ни день, так у неё для нас новая игра. То мы спектакль разыгрываем, то открытки друг другу рисуем.

Аня журналистка в одном иркутском издании. Пробовала себя в педагогике, но, по-моему, быть «заводилой» - вот её призвание.

Рассказала нам Аня свою первую сочиненную в детстве сказку: «Жила была Курочка. И повстречала она однажды Петуха. И началось тут у них веселие».

Вечером на высоком берегу Байкала лежим с Мурой и Андреасом у нашей  палатки. Уже стемнело, а где-то на юге бушует гроза. Здесь слышны лишь тихие её отголоски. Андреас пробует сфотографировать эти яркие вспышки, а мы с Мурой разглагольствуем.

- Интересно, где это грохочет? – интересуется Аня.

- Наверное, в Монголии.

- Это хорошо. Монголии тоже дождь нужен.

- Да, нужен.

Ох, если бы мы  знали, что нас ожидает ночью. Сверкало так, что страшно было открывать глаза. Вспышка – я считаю: один, два – Бабах!!!

Еще вспышка – один, половинка – Бабах!!! Вспышка – Бабах!!! Палатка сотрясается от ураганного  ветра с проливным дождем.

Я поворачиваюсь к Ане и крепко-крепко к ней прижимаюсь. «Господи! Если погибать, то вместе. А как там бедняга Томер? Он же совсем один?»

17.07 Рома, ракета и памятник царю. Сегодня крайний день проекта. Грустный день расставания. Дел, правда, куча. Свернуть лагерь, перебраться в Большие Коты, вскарабкаться на смотровую площадку на гору Скрипер, посетить музей, полакомиться омулем (Андреас скупил весь запас в ларьке, чтобы  угостить нас этой бесподобной рыбкой).

Отошли от поселка и в последний раз приготовили обед на костре.  Осталось лишь дождаться, когда  начнется посадка на ракету.

Мы сидим на причале, а Рома нам рассказывает, как его угораздило стать бригадиром.

Несколько лет назад Рома окончил Иркутский ИНЯЗ. Работает в турфирме. Разрабатывает маршруты и сам водит туристов по байкальским тропам. А началось все с волонтерства на ББТ.

В позапрошлом году Рома окончил двухнедельные курсы бригадиров. И записался на очередной проект помощником бригадира. Это  такая практика – до бригадирства нужно сходить помощником.

Да вот судьба распорядилась иначе. Ромин бригадир заболел, и Роме пришлось самому тянуть эту двойную лямку. Зато после столь удачного опыта Рому послали на повышение квалификации и не куда-нибудь, а в Сиэтл - на стажировку. Международный фонд защиты дикой природы оплатил не только его проживание в Америке, но и перелет.

Нам здорово повезло с командирами: с Аней и Ромой. А может быть это закономерность? Ведь плохих людей не может тянуть к бесплатной работе. А если ты ещё и берешь на себя ответственность за работу и людей, то честь тебе и хвала!

Рома рассказал, как он поначалу переживал, что наша команда столь разновозрастна. От 24 до 53-х лет. А сейчас он нам очень благодарен, что никто из нас не выпендривался и не мешал ему работать.

- Рома, это тебе спасибо. От всех нас. От стариков и детей. Ведь мы даже не замечали, что нами командуют. А это очень важно, особенно в отпуске.

Ракета домчала нас до Иркутска за полтора часа. Промелькнули три наши стоянки на берегу Байкала, суетливая Листвянка, Шаман-камень и зеленые берега Ангары.

На пристани «Ракета» мы выгружаем наши пожитки и собранный на Байкале мусор. Загружаем инвентарь и инструменты в машину ББТэшника Володи. И разъезжаемся, кто в гостиницу, кто в офис ББТ, чтобы вечером встретиться в бурятском кафе «Позы».

Позы – это огромные русские пельмени, средние узбекские манты или грузинские хинкали без «ножки». Короче – это наша национальная еда. :)  И мы с удовольствием их уплетаем. Но, особое удовольствие - видеть наших  переодетых в цивильное друзей. Нас еле выгнали на улицу, когда кафе ставилось на охранную сигнализацию.

И вот мы на набережной Ангары. Я тащу чей-то рюкзак. Кажется, Алеся собирается вскоре отправиться в аэропорт. Андреас тоже что-то несет. Такова наша мужицкая доля. Но вот и центровое место Иркутска – памятник Александру III – царю освободителю.  Здесь мы обнимем друг друга на прощание.

Я дрозд,

У меня сладко,

у тебя сладко.

Давай обнимемся!!!

Спасибо тебе, Батюшка Байкал,  за новых друзей!!!

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Создать бесплатный сайт с uCoz