БЕГУЩИЕ ГОРОДА | ВЕЛОПОХОДЫ | Водные походы | Горные лыжи | ПВД |
|
Лыжные и пешие походы. | Главная страница |
Море, цветы, горы снега и велосипед.
«Горы – сказка, горы – мечта
Попадая в их сети, пропадаешь навсегда
Глотая воздух, простуды сквозняков
С запахом снега и полевых цветов . . .»
(Спасибо «Танцам минус»)
Crna Gora – Montenegro – Черногория – страна, куда я обязательно вернусь. Вернусь, чтобы вновь удивиться ее бесподобным рекам, текущим с прекрасных диких гор, чтобы снова насладиться Адриатическим морем и этой удивительной природой побережья.
И снова будут кафе и вино, снова будут сидеть рядом братья черногорцы, и будут разговоры на таком похожем языке. На языке древних славян, который мы почти забыли, но его корни все еще сидят в нашем подсознании. Проходит минута, другая и вдруг ты узнаешь одно слово, затем еще и еще. И радость этого узнавания передается от русского черногорцу и от черногорца русскому.
* * * *
Этим маем мы (восемь красавцев – смотри фото) объехали большущий кусок Черногории на велосипедах. Вернее с велосипедами. Бывали моменты, когда для экономии сил и времени, мы, то садились в электричку, то нанимали машину, и она поднимала нас до снежных перевалов. А еще были пешие (ха-ха) прогулки по национальным паркам и по музеям под открытым небом.
«У нас в горах полдороги обязательно в гору» - так говорит наш друг из Тбилиси – Виталий. И в Черногории эта истина не требует доказательства. Если уж собрался в крепость, так будь уверен, что сначала будешь очень долго карабкаться куда-то ближе к звездам, а затем на больных ногах ссыпаться вниз по крутой тропе засыпанной козьими какашками. И это еще цветочки по сравнению с туристическим маршрутом в Дурмиторе, на котором будьте готовы встретить снег и зимой, и летом.
Итак, что же за маршрут мы успели пройти за десять неполных дней. Старт был дан в аэропорту Тивата. А дальше наш путь лежал сначала по побережью через древнюю Будву, через Петровац в Бар. От Бара до Майковаца (Majkovac) мы добрались на электричке, любуясь по пути Скадарским озером - самым крупным пресноводным озером Европы, а затем живописнейшими каньонами рек Морача (Morača) и Тара. Из Майковаца мы немного вернулись назад, для того чтобы посетить Биоградский национальный парк – это чудо Балканской природы.
От Биоградского озера наш путь лежал по каньону реки Тара - самому глубокому каньону Европы. Глубже только Гранд-каньон в Америке. Мы любовались грандиозным мостом через Тару и даже ходили по нему.
А затем был национальный парк Дурмитор, высокогорный городок Жабляк и поход к Ледяной пещере. И был страшный (по-настоящему экстремальный) спуск с Sedlo (1963 м) к Плужине (Plužine) и дальше к морю через Никшич (Nikšič) к Которскому заливу. А от Катора мы замкнули это чудесное кольцо в аэропорту Тивата.
Но и это еще не все. По пути в Москву на самолете нас ждала семичасовая пересадка в Белграде. И естественно мы этим воспользовались. Прогулялись по историческому центру столицы Сербии, полюбовались со стен белградской крепости на слияние могучего Дуная и его жены – Савы.
А теперь – ПРИКЛЮЧЕНИЯ!
А приключения начались даже раньше, чем их ждали. Дима Марков перепутал старый загранпаспорт с новым и обнаружил это на стойке регистрации. Оп-па!
Но, хвала всевышнему! Отыскался бюджетный, прямой перелет в Тиват в тот же день. Да еще наш рейс задержали на пересадке в Белграде на три часа, так что Димон нас буквально догнал.
День первый. 35 км. Профиль высоты
Всего подъема (в высоте) 775 метра(ов)
Всего спуска (в высоте) 723 метра(ов)
От Тивата до Будвы решили проехать по второстепенной дороге через Bigovo. Безусловно, вышло дальше и сложнее. Но зато практически без машин по благоухающей цветами дороге.
Ира: Дима, ехавший чуть позади, встретил "гремучую" змею, длинную и толстую, она шипела из травы у дороги.
В Бигово заехали в магазин, выпили пива, запаслись водой. Отъехали сто метров и увидели спуск к пляжу. Снова вернулись в магазин. Купили офигенных помидоров, клубники, вина и хлеба.
И вот сидим в тенечке какой-то прибрежной постройки, потягиваем Вранец, сплевываем в пакетик хвостики клубники. Рядом плещется море, поют птицы, нежный запах йода и цветов. И это счастье всего через час после старта.
* * * *
В Будве у нас забронированы апартаменты. Но найти их не так просто. Приходится звонить по телефону хозяевам. Дело в том, что мало где в Черногории Вы увидите и название улицы, и номер дома.
И вот получаем инструкцию: за третьей круговой развязкой вверх по дороге и через двести метров круто вниз.
* * * *
Апартаменты по-настоящему роскошны. Белая кожаная мебель, огромный балкон с потрясающим видом, куча спальных мест, две кухни, чуть ли не четыре ванных комнаты. И ко всей этой роскоши – доброжелательнейшие хозяева.
Утром с Есей ездили за продуктами для завтрака. Не поленились и сделали крючок на 10 км – заехали в старую Будву. Городок сохранился на утеху туристам. Узенькие улочки, упирающиеся в крохотные площади, на которых дай бог разместиться нескольким стульям да паре небольших столов. Сувенирные лавки, пекарни, а по периметру рестораны. И, конечно же, море, омывающее старую Будву с трех сторон.
День второй. 38 км +10 утренних. Профиль высоты
Всего подъема (в высоте) 618 метра(ов)
Всего спуска (в высоте) 664 метра(ов)
От Будвы до Бара по главной магистрали страны. Машин порядочно, но все равно не страшно – обочина широкая. Неожиданно обнаруживаю, что левая педаль еле держится в шатуне. Пробую ее подкрутить и окончательно срезаю резьбу. Шатун-то алюминиевый, а педаль стальная. Чуть надавил и остался без одной педали. Между прочим – это катастрофа. В Черногории мы ни разу не встретили даже намека на велозапчасти. Но свою проблему я решил. Пока ребята купались на пляже в Петроваце, я отыскал в этом крохотном курортном городишке хозяйственный магазин и купил там здоровущий болт с гайками. Теперь у меня вполне себе надежная педаль.
Ира: В пиццерии Петроваца познакомились с нашим соотечественником, как оказалось он пол года живет в России, и пол года в Черногории, ходит на яхте и собирается доплыть до Кубы.. Когда встречаешь таких людей невольно задумываешься: а почему бы и нет? Немного выйти за рамки привычного, чтобы было больше времени для жизни..
Дорога в Бар шла вдоль побережья, иногда забираясь достаточно высоко. Казалось что такой подъем нипочем только Есе, который поднявшись первым, сидел и спокойно ждал нас на самом солнцепеке. Остальные же останавливались в теньке, как только его находили. По дороге нам пришлось проехать один небольшой туннель - ощущения не из приятных, темно и тесно.. Марков поехал по пешеходной дорожке, но в какой-то момент колесо соскочило с поребрика и Дима рухнул. Хорошо, что не на проезжую часть. Помогла аптечка Ани: залили ссадины перекисью водорода и намазали зеленкой.
В Баре нас ждали приключения с заселением. Дело в том, что у хозяина забронированных аппартаентов что-то стряслось с телефоном. У нас есть лишь примерные координаты и подозрительный ориентир – пальма на фоне белой стены. Короче, ищем пальму и мужика. И лишь с третьего круга нам улыбается удача.
- Глядите, пальма!!!
- А вон и мужик с балкона машет!!!
- Ура! Нашли!!!
Вечер в Баре провели не в баре, а на берегу моря. Сыр, хлеб, вино, помидоры, маслины. Такой рацион надоесть не может.
День третий. Утром мы должны успеть на электричку до Майковаца в девять с копейками. Времени в обрез. И тут у Иры спускает колесо. Проколола. Что делать?
- Мы догоним, езжайте – говорит Димка Кукушкин.
Успели. В последнюю секунду вскочили в поезд. А если б не успели, пришлось бы им полдня куковать в Баре, ожидая следующий поезд.
Значит снова удача на нашей стороне. В который уже раз.
В электричке то и дело высовываемся в окно. Жуть как интересно. Вот пути проложены по дамбе. Бескрайняя вода с двух сторон. Неужели это море? Нет, оказывается это одно из самых больших озер Европы – Скадарское. Мелькают камыши, птицы, лодочки рыбаков, островки с каменными развалинами.
После столицы - Подгорицы поезд неуклонно поднимается в горы. Рельсы проложены на узкой полке – справа скала, слева пропасть. А в пропасти удивительно красивая река Морача. Перекаты, пороги, водопады, цветущие прибрежные долинки, коровы, овечки, и петляющая вдоль реки велодорожка. Ну, может и не «вело», но так хочется в это верить.
А откуда в реке такая синяя-пресиняя вода? Может быть, это небо отражается в ней?
Покружились по Майковацу в поисках харчевни. Отыскали самую демократичную - на автостанции. Отобедали и, закупив провизии, тронулись в сторону Београдского заповедника.
10 км до ж/д станции Бара и 11 км до заповедника. Профиль высоты
Всего подъема (в высоте) 381 метра(ов)
Всего спуска (в высоте) 70 метра(ов)
Очень странные ощущения в дороге. Кажется, что дорога бежит под уклон, но почему же так тяжело крутятся педали? Может это встречный ветер виноват, или мы просто объелись? Непонятно. И лишь, обратив внимание на реку, понимаешь, что мы всю дорогу постепенно набираем высоту.
С трассы в заповедник попадаем по мосту через реку Тара. А дальше, практически всю дорогу толкаем велосипеды пешком. Не тяжело, но долго. 280 м набирали больше часа. Зато какая красотища! Дорога петляет по склону ущелья. Над головой зелень деревьев, внизу шумит невидимая сверху река, птицы без умолку щебечут, а по обочинам такое разнотравье, что диву даешься. Очень порадовали заросли черемши. Самый разгар застали. Рви да ешь!
Кстати, вход в национальный парк – платный – 1,5 евро. За ночь в районе озера и за пользование благами цивилизации еще 1,5 с носа плюс 3 евро с палатки. Но оно того стоит. Туалеты, душ с горячей водой, ресторан. Размеченные маршруты, мосточки над ручьями, скамеечки вдоль тропинок, развлекательные стенды с загадками, урны, лодочная станция, несколько крытых площадок для костра, изобилие дров. А еще есть домики, где за 11 евриков с человека можно переночевать. Буквально всем этим мы воспользовались.
Далее рассказ будет продолжен Ирой. Не зря она весь поход старательно вела дневник.
Ира: Прошагали несколько километров вокруг озера, любуясь кристально чистой водой, старинными буками и цветущей черемшой. Кое-кто искупался, судя по звукам, вода была ледяной. Ессентук мирно плавая на лодке, старался разнообразить наши чопорные фото своей голой попой. Саша, Аня и Димка превратились в юных натуралистов, приставали к влюбленным лягушкам и мешали им размножаться. В общем, идиллия.. J
Отгадывая загадки на деревянных табличках у озера, мы выяснили, что жабы питаются маленькими змеями и мышками, все круг замкнулся - змеи едят жаб, а жабы змей.
Стали готовить ужин, выяснилось, что у нас нет соли. За солью отправили Есентука.
Два сторожа сурово переговаривались по-черногорски, один из них повел Сашу в свой дом. Мы издалека организовали вольный синхронный перевод:
- что делать с этим туристом?
- что-что, запри в подвале, через неделю продадим его на органы.
На самом деле местный сторож оказался очень гостеприимным, помог нам починить печку, нарубил дров и даже угостил домашним сыром. В ответ мы налили ему вина. А затем пели песни до ночи. Второе, правда, было для него сомнительным удовольствием. J
4 день. 55 км. Профиль высоты
Всего подъема (в высоте) 1 070 метра(ов)
Всего спуска (в высоте) 1 423 метра(ов)
Накрапывал дождик, быстро перекусив возле теплой печки, мы спустились по крутому склону к городу Майковац. Вниз не вверх, мы долетели моментально. Спрятались от дождя на автостанции, чем явно был не доволен местный смотритель, в итоге он закрыл калитку и ребятам из магазина пришлось идти в обход - вот вредина))
Дождь сменял ливень, но ливень заканчивался и выглядывало солнышко, становилось жарко. Поэтому всю дальнейшую дорогу мы тренировались разодеваться и одеваться.
Дорога от Майковаца петляет параллельно реке Тара. Мы то и дело останавливались завороженные: водопады, небольшие ручейки, крутые скалистые берега, а внизу бирюзовой змеёй вьется река.
На одной обзорной площадке мы увидели памятник местному лыжнику, а рядом примостился мужичок с целым арсеналом местных алкогольных напитков, напробовались вволю и каждый выбрал напиток по себе: кто черничный ликерчик, кто ореховку, кто яблочный и абрикосовый самогон.
На обед мы устроились в кемпинге под грибочком, погода наладилась, рядом прогуливались коровы и овцы - но самое главное на столе был свежий хлеб, помидорки и пршут.
Практически весь день мы ехали с горки, всегда бы так - несешься почти не крутя педали. (Обратите внимание на профиль!) Ближе к вечеру мы подъехали к мосту через каньон реки Тара, высотой 172 метра (с 60-этажный дом) Прямо через мост проплывали облака..
Вечер у нас получился музыкальный, мы пошли гулять по окрестностям, распевая во весь голос песни. Как оказалось, у Димы музыкальным был целый день:
- я весь день песенку напевал из мультфильма о коте Леопольде.
- какую?
- кручу, верчу, весь мир объехать хочу..
- а дальше?
- а больше я слов не помню..
Мост был настолько живописным, что ребята решили отметиться; в самой высокой точке моста встали и скрестили свои струи, направив их в бурные воды реки.
5 день
С утра мы отправились кататься на Zip-line, это трос, протянутый через каньон реки, по которому ты несешься в своеобразном кресле. Выглядит страшнее, чем есть на самом деле - но вид потрясающий))
Накатавшись, пьем кофе на берегу Тары. Светит солнышко, жарко, и мы даже представить не можем, что нас ждет дальше.
* * * *
В гору мы решили не подниматься на велосипедах, а взяли микроавтобус с прицепом, погрузили все свои вещи и направились в Жабляк.
Начинал накрапывать дождик..
Нашли домик для ночевки, переоделись и пошли покорять горные вершины национального парка Дурмитор. По дороге дождь усилился, пришлось спрятаться под козырек здания и переждать. Позже мы уже не обращали внимание на такую мелочь как ливень..
За нами увязался симпатичный пес барбос, так вдевятером мы и прошли весь маршрут. Пес оказался отличным проводником. Когда мы поднялись на уровень облаков, разглядеть метки стало очень сложно. Но Мухтар отлично справлялся с обязанностями шерпа.
У Черного озера устроили привал и подкрепились пршутом. Отсюда начинается тропа к ледяной пещере протяженностью 6,5 км в одну сторону.
(Протопали около 20 км. Поднялись с 1425 м на 2196м. 953 м подъема и спуска).
Переменчивая погода то радовала нас солнцем, то поливала от души. Андрей посоветовал всем взять палки-трости, чтобы легче было идти. За что, кстати, ему большое спасибо, пару раз моя палочка спасла от падения.
В дороге я развлекалась тем, что фотографировала цветы разных видов. Насчитала около 20.. Пока поднимались вверх, мы прожили три сезона. Сначала была весна, позже осень с шуршащими листьями под ногами, а потом началась зима.. Чем выше мы забирались, тем круче становилась тропа, казалось вот за этим поворотом уже покажется пещера, но нет - тропа снова карабкалась вверх. В какой-то момент нам пришлось идти в облаках, по заснеженным склонам.
Кактус в сердцах ругался и высказал точное определение нашего похода: "Я все понял, если ты не замудохаешься, то день прожит зря!"
К пещере мы все-таки попали, правда внутрь не полезли - вход весь завален снегом, спускаться в темную щель жутковато, да и вечер близко, боялись не успеть до темноты вернуться в город. Дорога домой была более веселой - спускались по снежным склонам кто бегом на пятках (в босоножках), кто скользил стоя на ногах, а кто на попе. Получалось быстро, правда, мокро. Обратная дорога показалась более короткой, ноги сами несли домой. В какой-то момент природа решила еще немного разнообразить наше путешествие, начался град.. Окоченевший Еся вырвался вперед, и потом ждал нас под деревянным мостиком в обнимку с барбосом, вдвоем им было теплее))
Вместе с Дмитрием и Есей мы скорее побежали домой, остальные не устояли перед супермаркетом.
Пытаясь сократить путь, мы попали в чей то огород, бодро прошагали через весь участок и чуть не полезли через забор. В это время хозяйка дома вышла на крыльцо и вероятно испугалась. (Еще бы - три тени бродят по участку, а один их них держит в руках две дубины. Мало кто догадается, что это замерзшие туристы, занимающиеся скандинавской ходьбой))
Какое счастье отогреться в душе и надеть сухую одежду... Саша с Аней решили сразу забраться под одеяло и отоспаться, Андрей с Дмитрием и Есей грелись коньячком, а мы пошли в ближайшее кафе и взяли по горячему бульону. Для оставшихся дома мы тоже решили взять супчик. Но подходящей емкости в ресторанчике не нашлось и нам налили его в два майонезных ведерка. Саша с Аней к этому моменту уже спали, поэтому супец ели только Андрей с двумя Димами, причем не только ели, но и обливались - видимо для того, чтобы лучше прогреться))