В гости к Берману.На день Рождения мне подарили замечательную книгу - «Среди стихий». В книге автобиографические повести заслуженного мастера спорта СССР по туризму и альпинизму Александра Бермана. В них он со смаком рассказывает о покорении сложнейших отвесных стен Кавказа и Урала, о счастливых буднях инструктора горнолыжной школы на Чегете, о лыжных походах в тундру и тайгу, о водных экстремальных походах, о строительстве иглу и устройстве зимнего комфортного ночлега. А в конце дядя Саша (почему-то мне так хочется его называть) рассказывает о своей очередной увлеченности – о канатоходстве. Все рассказы Бермана мне до мельчайших подробностей близки. Читаешь, и видишь залитый солнцем Чегет и два белых горба Эльбруса на горизонте, весело петляющую лыжню вдоль Баксана. Хибинские перевалы заваленные снегом, и нашу группу упорно карабкающуюся вверх. На ногах тяжелые лыжи, на плечах огромные рюкзаки. Переворачиваешь страницу, и тебя бросает на буйные перекаты, к скальным прижимам карельских рек. Наша байдарка наполовину затоплена, а пристать нет никакой возможности, но мы боремся изо всех сил. А еще, читая, вспоминаются люди. Товарищи, пережившие с тобой одни из ярчайших мгновений жизни. Со дня рождения прошло чуть больше месяца, и неожиданно мне выпадает удача - лично познакомиться с автором книги «Среди стихий», с дядей Сашей Берманом. В последний день зимы звонит Сергей Сергеич – отец нашего турклуба «Гармония»: - Ну, здравствуй! Как дела? Чем на выходные думаешь заняться? - Дела на букву Х. Но суббота свободна. - Кирилл в субботу зовет в лес, на встречу с Берманом. Он со своим семейством собрался. - Я готов! А где встреча намечена? - В Подосинках. Только учти, заезд в пятницу. - Не знаю что это за Подосинки, но все равно я готов. - Тогда договорились, вечером после работы едем. (Александр Георгиевич Мордвинцев – редактировал последнее издание «Среди стихий», а Кирилл Мордвинцев и Света готовили электронный макет книги). В пятницу приперся на работу с пропахшим кострами рюкзаком. Комната наполнилась походными запахами, сослуживцы забеспокоились: «Ничего не горит?» - А, да это Андрюшкин рюкзак «пахнет». Ты, чего, снова в поход собрался? - Ну, да. Проветриться нужно. - А лыжи где? - Сегодня без лыж идем. Слет у нас в Подосинках. Темная платформа. К лесенке, что посередине платформы, тянутся люди с огромными рюкзаками. Мы топаем вдвоем, с Сергеичем. Мордвинцевы запаздывают. Приедут на следующей электричке. - Простите, Вы к Берману? – обращается Серега к тетеньке с гитарой. - Да. - Отлично. А то мы лишь приблизительно знаем, куда идти. Среди сказочного зимнего леса просека. На просеке - узенькая тропинка. По ней след в след двигается наша процессия. Маленькие, укутанные снегом елочки, выстроились по-вдоль дорожки, за ними высится сосновый бор. Тишина и только тихо хрумкает снег под ногами. Впереди затор. Мы догнали семейство с детьми. Самый маленький – Миша (Это мы с утра уже узнали), хватает меня за ногу и спрашивает: «Мама?» - Нет, я не мама. - Папа? - Нет и не папа. Вон, гляди, где мама. А вот и папа. Мы с Сергеичем думали, что попадем прямиком на поляну к «Двенадцати месяцам», к жаркому костру. Но не тут-то было. Впереди идущие мужики тормозят. - Все, пришли. Вот отличная поляна. Здесь будем устраиваться. Давайте искать сушину. Утопая почти по пояс в снегу, мы расходимся в разные стороны и вскоре находим несколько сухих сосен с обломанными макушками. Вот зашибись. У нас с Серегой не то что пилы, даже топора нет. - Сергеич, как ты смотришь на ранний отбой. Я чувствую, что приготовления затянутся. - Да я еще в метро чуть не заснул. - Вот и у меня похожее состояние. Давай найдем местечко подальше от сушин, да заляжем спать без ужина. - Я только за! На ночь съели по куску черненького хлебушка да по прянику. Забрались в двойную могилу из двух летних и двух осенних спальников и мирно уснули до утра. - Серега, хорош спать! Уж полдень на дворе. - Какой полдень? Девятый час. - Да? Ну, я все равно встаю. Морозно. Падает снежок. По лесу разбросаны яркие палатки, слегка припорошенные снегом. Ни дыма, ни голосов. А кушать хочется. Кое-как насобирал еловой и сосновой чепухи. Выкопал ямку для костра. Тут не выдержал и поднялся Сергеич. Совместными усилиями приготовили королевскую овсяную кашу, изрядно приправленную изюмом. И взяв котелки с кашей и кипятком, отправились будить Мордвинцевых. Первым, кого мы встретили, оказался сам Александр Берман - весь лучащийся позитивом бородатый дедушка. - Доброе утро. Милости просим к нашему костру. - Вот спасибо. А мы к Вам с кашкой. - Отлично. А то детишки у нас голодные. Всю первую половину дня к поляне тянулись гости. Несли книги «Среди стихий». Берман сидел на бревнышке и подписывал их. - Нет большего удовольствия, чем подписывать собственные книги. Попутно шли разговоры о походах, о канатоходстве, о зимних ночевках. Дети неподалеку рыли в сугробах тоннели. Над костром покачивались канны с чаем, глинтвейном и даже с роскошным фасолевым супом. После обеда дядя Саша прочел нам лекцию о теории хождения по канату. А после приступили к практике. Натянули меж сосен стальные тросы и получили по нескольку вводных уроков. Удивительно! Несколько ребят научились почти сразу. За три-четыре подхода. Главный принцип обучения по-Берману – «от успеха к успеху». Полная противоположность - «на ошибках учатся». Нужно только правильно почувствовать ученика и . . . . дать такое задание, с которым он справиться. Трос натянут на высоте 20 см от вытоптанной тропинки. «Мы же не в циркачи готовимся». В руках пятиметровый шест-балансир. Я в первый раз в жизни ствлю ногу на трос. Трос трясется мелкой дрожью в унисон моим разбегающимся вскачь мыслям. - Смотри на точку крепления троса! Не отвечай! Молчи! Перенеси всю тяжесть тела на носок правой ноги. На левую (которая сейчас на земле и почти строго на одной линии с правой) никакого давления. Теперь поставь левую ногу на трос. А сейчас сойди с троса таким образом, чтобы муравьишка, над которым ты занесешь ногу, успел спокойно из под нее уйти. К чему все это? Зачем учатся ходить по тросу? А для того, чтобы с одной стороны научиться не думать о пустяках, в том числе о конечном результате. А сосредоточенно думать лишь о том, что ты должен сделать в следующее мгновение. Научиться концентрироваться. С другой стороны, при балансировании, развиваются неосознанные инстинкты. Тело само лучше нашего мозга знает, что и как сделать. В результате эти неосознанные действия помогают развивать интуицию. Правильно или неправильно, но я так понял смысл канатоходства. * * * * Солнце скрылось за деревьями, и мы с Сергеичем засобирались домой. На поляне шло к завершению строительство снежной ИГЛУ. Неугомонный А.Берман давал мастер-класс. Из выпиленных ножевкой снежных плит на глазах рос белый дом. * * * * - Спасибо Вам за всё, дядя Саша! За этот удивительный день, за науку, за радость маленьких побед канатоходства. * * * * Вот ведь какие люди еще бывают!!! УВЛЕЧЁННЫЕ. Им интересно жить. А с ними интересно жить и другим. Большое спасибо Свете и Кириллу за фотографии и за то, что не забыли нас пригласить к дяде Саше в гости. |