1. Вступление (которое, надеюсь, Вы прочли). 2. Мцхета - древняя столица, а нынче поселок на стрелке Арагвы и Куры. 4. Уплицихе – первое городское поселение на территории Грузии.
12. Немного о Тбилиси. Кала, проспект Руставели, серные бани, Сухой мост, театр марионеток. 13. Окрестности Тбилиси или краткий курс грузинского маунтин-байкера.
6. Вардзиа – пещерный город на границе с Персией.В пещерный город Вардзиа мы добрались на машине. Есть и более дешевый способ – на маршрутке, но на коллектив смысл в ней теряется. За 40 евро нас с велосипедами добросили до Ахалцихе. Там мы сбросили велики и барахло на заправке. И дальше налегке домчались до Вардзиа. Всего около ста километров. Путь к Вардзиа от Ахалцихе настолько красив, что так и подмывает спросить: «Эй! Что за дизайнер раскрасил эти склоны во все мыслимые и немыслимые оттенки зеленого?! Кто так удачно раскидал каменные глыбы по берегу бурлящей реки? Кто нарезал террасы?! Кто высадил цветы?! А руины замка? Кто сумел настолько искусно вписать их в этот интерьер? А кому пришло в голову запустить на дорогу этих рыжих добродушных коров?!» На стоянке в Вардзии мы познакомились с ребятами из Казахстана – две семейные пары, путешествующие на машине. Скинулись с ними на гида и отправились лазать по пещерам. Вардзиа – достойнейший исторический архитектурный объект. 600 сохранившихся многоярусных пещер. К сожалению после землетрясения в 1848 году две трети пещер сползли и разрушились. А из 13-ти!!!!! этажей осталось лишь восемь. Кстати, без экскурсовода Вы вряд ли попадете в некоторые интересные пещеры. Во-первых, они заперты, а во-вторых, вам никто не включит свет. Да и запутаться в лабиринте дырявой скалы пара пустяков. Что же интересного рассказал нам экскурсовод, чего мы не могли прочесть в путеводителе? Оказывается этот древний монастырь стоял на границе Грузинского царства и был его форпостом. Постоянно здесь жило около 600 монахов. Но когда возникала угроза нападения, в его пещеры, которых в те времена было около 3000, набивалось войско из 45 000 человек. Несколько пещер до сих пор жилые. В них живут монахи. В пещерах печка «буржуйка». Сквозь дощатую стену торчит труба. На крохотном балкончике табуреточка. А вид такой, что так бы и сидел здесь часами, лишь бы погода позволила. Налазились до одурения. Есть хотим. А на берегу речки в тени ракит уютно расположилось кафе. Шашлык и форель, и на запивку несколько пивных кружек красного вина. Нам даже уходить не хотелось. Тем более, что как обычно нашлись собеседники – ребята из Литвы. Они наняли в Грузии машину с водителем. И теперь у них есть свой трезвый гид. За разговорами мы пропусти последнюю маршрутку. Но мы не догадались об этом, а просто потопали пешком в сторону Ахалцихе. Мы примерно так и задумывали провести день. Через час, нашагавшись, стали пробовать поймать попутку. Ни тут-то было! Все машины забиты под завязку людьми и картошкой. Наконец попался пустой фургончик и нас немного подвезли. Дальше снова пешком. А между прочим от Вардзии до Ахалцихе 68 км! Нам повезло. Мы усталые сидели на бордюрном камне у автобусной остановки. Потягивали только что купленное вино. И наблюдали за садящимся солнцем. Но вот подошел пожилой мужчина. Поинтересовался. В чем у нас загвоздка. Успокоил нас насчет маршруток – сегодня больше их не будет. А затем прокричал своему соседу, который как раз собрался в Ахалцихе, чтобы он и нас захватил. Вот так все удачно и закончилось. Не пришлось нам в кустах ночевать без палатки и спальников. Заметки на салфетке, от Nicola (ТМ).
Чкмерули – цыпленок в чесночном соусе, причем, лаваш надо макать в сковороду до полной белизны ея.
7. Собратья на двух колесах.Велосипедный туризм еще не развит в Грузии. Горы, одним словом. «Дорогая, Вы понимаете у нас горы, горы! Ты в зоопарке был? Там вЕрблюд видел?! ВЕрблюд! . . . . Обиделся». Это Фрунзик Мкртчян в к/ф «Мимино» объясняет москвичке по телефону, что такое горы. На навьюченных велосипедах мы повстречали лишь семерых иностранцев. Первую пару мы увидели в день прилета, только отъехав из Мцхеты в сторону Гори. И, к сожалению, не остановились пообщаться. Так, лишь подзинькали своими звоночками, да помахали руками. На второй день нам попался француз Патрик Роффе – одиночка, путешествующий из Мюнхена в Тибет. Он, по-видимому, одичал один без знания русского языка, поэтому с удовольствием поговорил с нами на английском. Вообще иностранцам пора учить русский. А то едут в Грузию, Армению, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, в Россию, наконец, а русский не выучили. У нас, что каждый, что ли английский обязан знать?! Ладно, это я так, шучу. Просто с русским языком намного проще путешествовать по одной шестой части суши. Следующую пару велосипедистов мы приметили в Боржоми. Они ковырялись со своими великами у инфо-центра. Этьен и Мари из Нанта. Они только спустились с перевала Годердзи. Проехав за день больше сотни километров. На спуске повредили обод и сломали спицу. А сейчас, связавшись по Интернету с кем-то в Тбилиси, ждут новое колесо. Ребята рассказали, какой снег на перевале – аж 8 метров! Успокоили, что тропа для проезда есть. Еще они рассказали, что повстречали две пары: одну из Голландии, вторую из Японии, следующих в направлении Батуми. Мы пожелали им, как следует отдохнуть, и обменялись почтовыми адресами. А вот кого мы совсем не ожидали встретить – так это соотечественников. Вываливаемся мы из попутки, которая подобрала нас по пути из Вардзиа в Ахалцихе. Глядим, на заправке, где мы с утра оставили свои пожитки и велосипеды, группа байкеров. Ну, байкеры и байкеры. Только они по-русски говорят. А мы за четыре дня настолько погрузились в грузинскую атмосферу, что буквально накинулись на них. - О! Земляки! Откуда?! Куда?!
Ребята оказались из Волгограда. Договорились встать на ночевку вместе. И ведь встали! Хотя с трудом вскарабкались в темноте на выбранную мотобайкерами укромную поляну. Ребята оказались отличными. Все разные, но с одной целью – «ВАЛИТЬ». Имеется в виду, валить подальше, наматывая сотни километров. И чтобы ветер в лицо, и чтоб Природа-матушка, и чтоб компания хорошая. Виталик – эзотерик и велосипедист, любитель гречневой каши. Димон – головной в группе с радиофицированным шлемом и навигатором. Серега – медитативный любитель кофе, с раскладным креслом для утреннего релакса. Расстались мы друзьями. Пообещав обменяться рассказами о майском путешествии. Последних велопутешественников мы повстречали на спуске с перевала Годердзи к Батуми. Еще одни французы: Изия и Симон через Польшу и Украину рвутся в Тайланд. Пока мы говорили, начался ливень. Французы полезли за накидками. А я достал пластиковую бутылочку. - Ребята, попробуйте, лучше всякой одежды. Но осторожнее. Французы, не поморщившись, отхлебнули грузинского абсента – 70% аджарской чачи. - О! Согревает, - улыбнулась Иза. Наше путешествие завершилось, у кого-то оно в самом разгаре, а кто-то еще только собрался покорить Мир на двух колесах. Так давайте пожелаем им удачи. Легкой дороги и приятных встреч. Бон вояж, дорогие мои! Заметки на салфетке, от Nicola (ТМ).
8. Адигени – теплые воспоминания.От Ахалцихе медленно, но верно мы приближаемся к перевалу Годердзи, делая по 10 километров в час. Для подкрепления сил остановились в районном центре Адигени. После обеда стоим на солнышке, наблюдая за поссорившимися коровами. Они стоят посреди шоссе, упершись лбами, и пробуют одна другую столкнуть на обочину. К нам подъезжает машина полиции. Мы приветствуем начальство. - Гамарджоба! - Гамарджоба! Проблемы есть? - Нет. Хотя, подскажите – можем ли мы нанять машину, которая закинула бы нас на перевал? - Я думаю да. - А далеко до него? - Километров двадцать. - Спасибо. Может, мы сами попробуем. Двадцать – это не много. Как-нибудь дойдем. Машина отъехала, но через пару минут возвращается. - Вы знаете, я Вас подвезу. Я с начальством переговорил. Только я Вас до границы с Аджарией – это около 15 км. Мы судорожно решаем – идти или ехать. Конечно, ехать!!! Закидываем велики и груз в просторный кузов Toyota HILUX и усаживаемся в кабину к Гураму. Только пересекли административную границу Адигени и асфальт кончился. Дальше убитое шоссе, петляющее вдоль реки. Но картина за окном неуклонно улучшается. Уже давно закончились скушные поля. Лиственные леса с цветущими дикими грушами сменяют сосновые боры. Дорога неуклонно ползет вверх. Слева зеленый провал – глубокое прорезанное рекой ущелье. Справа на прогретых солнцем полянках – сиреневые куртинки подснежников. А в темных ложбинках еще прячутся посеревшие сугробы. Вдруг видим падающий с огромной высоты водопад. Буквально на дорогу! - Вах! Вот бы сфотографировать! - Сейчас остановлю. . . . . Ну, как? Сфотографировали? - Да, спасибо большое!
Теперь Гурам сам у каждого водопада притормаживает. - Снимайте, а то в Аджарии этого не увидите. . . . А вот сюда взгляните. Видите дерево в скале – окаменевшее.
Дорога уже не ползет вверх, а буквально рвется к небу. Мотор ревет, гравий брызжет из-под колес. И при этом крутые 20-тиградусные подъемы сменяются такими же спусками. У журчащего прозрачного ручья Гурам останавливает машину. - Здесь вода хорошая. Ну, если пить хотите. Мы набираем бутылки, а Гурам открывает капот машины и заливает ледяной водой вскипевший радиатор. - Слушай, никогда такого не было! - Груз большой. Три велосипеда, да еще мы. - Да, нет. Это ерунда. И снова ревет Toyota. Дорога становится все хуже и хуже. А снега в лесных тайниках все больше. То тут, то там дорогу пересекают раздувшиеся по весне ручьи. Они смыли часть откоса и уменьшили и так небольшую ширину проезжей части. Теперь двум машинам уже не разъехаться. Хорошо, что машин почти нет. Так, парочку встретили и одну обогнали. А вот и закончилась зона леса. Все в снегу. - Это граница нашей области с Аджарией. Но я Вас еще немного подвезу. - Спасибо, Гурам! На площадке, где с трудом можно развернуться, Гурам тормозит. Мы разгружаем машину и сердечно благодарим нашего спасителя. За час он сэкономил нам целый день. А доживем ли мы до такой полиции у нас в России? Боюсь, что нет. Заметки на салфетке, от Nicola (ТМ).
9. Аджария верхняя.Ах, вот она какая – Аджария! Прозрачный воздух гор, белое безмолвие снега, на протаявших пятнах земли пробивается зеленая щетинка травы. И вдруг среди этих сдержанных красок вспыхивает малюсенький желтый огонек первоцвета. Это «мать-и-мачеха» тянется к солнцу. Мы толкаем велосипеды по дороге, по которой текут ручьи. Сугробы постепенно растут. Поначалу метровые, они уже стали выше нас. И вот мы заходим в настоящий снежный тоннель с голубой крышей неба. А чтобы здесь было, если бы не дорожная техника? Никогда такого не видели!!! Сугробы в мае около шести метров. Я думаю, французы не ошиблись, говоря о восьми метровых стенах из снега. Снег тает со страшной силой. За перевалом снег почти исчез – солнечная сторона. Перед нами серпантин, круто уходящий в долину. На несколько секунд отпускаешь тормоза, а затем жмешь что есть мочи. Страшно. Велосипеды визжат и грохочут. Грохочет и река, которая родилась у перевала и теперь постоянно пересекает дорогу. Коричневая вода ворочает каменные глыбы, падает с уступов, выныривает из водопропускных труб. Пейзаж постепенно меняется. Появились деревья и ярко зеленые луга. А вот и вездесущие рыжие коровы боязливо уступающие нам дорогу. Мы делаем частые остановки, чтобы полюбоваться великолепием гор. Как же нам повезло с погодой! Потрясающе! А ведь все могло сложиться иначе. Это ведь ГОРЫ, «тут климат иной».
Первый большой поселок на пути – Рикети. Дорога замысловатой загогулиной несется от дома к дому. Из боковых улочек на проезжую часть текут полноводные ручьи. В огородах среди цветущих слив и груш вовсю идет пахота. Кто-то чинит поваленные снегом заборы. - Гамарджоба. Бог в помощь! - Гамарджоба, гагимарджос. У магазина привал. Не прошло и минуты, а у нас уже появился новый друг – Дато. Вот его сестра, торгующая в магазине, вот его сын и зять перевозят на быках навоз. Вот его дом, а вот его внуки и жена. Мы взяли в магазине бутылочку чачи. Пьем с Дато за дружбу народов, за Мир, за процветание Аджарии. Кончилась одна, Дато берет другую. - Дато, нам ехать! - Подожди, я еще не полностью телефон записал. Осталось немного, четыре цифры. Коля с Машей уехали, а я остался прикрывать тылы. И если бы не золотой внук Дато, то неизвестно, чем бы это кончилось. Внук утащил у дедушки уполовиненный пузырь и убежал. - Ну, что ж, Дато, видимо и в самом деле пора. Спасибо тебе дорогой за прием. Давай обнимемся на прощание. - Ты адрес с телефоном не сюда клади. - А куда? - Вот сюда. Ближе к сердцу. - Да, Дато, правильно. До свидания, дорогой. Дай Бог свидимся. Вечер прошел незабываемо в районном центре - Хуло. Для начала мы заселились в гостиницу. Взяли один номер на троих по 15 лари с носа. Вид с балкона - как со смотровой площадки. Затем пошли ужинать. Как это произошло, не помню. Но из отдельного кабинетика мы плавно перекочевали за большой стол, где с замечательным коллективом самого высокогорного театра мира до ночи распевали песни и поднимали тосты. Маша растрогала ребят выученной в Москве песней Тбилисо. А Тимофеев покорил всех знанием состава Тбилисского Динамо образца 1981 года.
Заметки на салфетке, от Nicola (ТМ).
10. Батуми – город контрастов.Батуми начался уж больно неожиданно. Трафик вырос в десятки раз, и к тому же приходится крутить педали. Наш замечательный спуск с Годердзи закончился. Нам в первую очередь нужны билеты на поезд. Завтра мы хотим быть в Тбилиси. На перекрестке спрашиваем прохожих: «где вокзал?» - Сюда и прямо. - Что, в этот вертеп?! А теперь представьте себе Каир или Дели – это броуновское движение машин, пешеходов, автобусов, а самое страшное – маршруток. А тут еще мы со своими неуклюжими великами. Все бибикают. Маршрутки подрезают, так как им нужно останавливаться буквально у каждого столба. Люди с тележками и без пересекают проезжую часть, где хотят. Светофоры на каждом углу. Гарь стоит такая, что наши изнеженные горным воздухом легкие кричат о пощаде. Вскоре мы не выдерживаем. - Где же вокзал?!!!! - Прямо, прямо, прямо. Эта пытка цивилизацией закончилась лишь после того, как мы перевалили через пешеходный мост напротив Морского порта. А там, буквально через километр мы увидели. . . . Что же мы увидели? НАСТОЯЩУЮ ВЕЛОДОРОЖКУ. Слава тебе Господи!!! И по ней вдоль моря да к вокзалу. Правда, ее чуть-чуть не хватило. Но все равно – Ад остался позади, на улице Багратиона. Без проблем купив билеты на вечерний поезд Батуми-Тбилиси 22-25 (23 лари – место в купе), отправляемся знакомиться с парадной частью этого приморского города. И Вы знаете, нам понравилось. Какие-то стеклянные яйца, фонтаны, театры. Нарядные люди, гуляющие по набережной, и даже девочки на велосипедах!!! Видели, описанную в журнале GEO, велостоянку со скучающими зелененькими великами «RENT BIKE TO BATUMI». А уж общение с людьми, как и везде в Грузии – самое доброжелательное. А потом было кафе. И как заслуженный подарок судьбы – полная тарелка жареной барабульки! Заметки на салфетке, от Nicola (ТМ).
|